Один День В Театре

11.10.2015 20:39  /  Blog  /  
Один День В Театре

Уже много лет я мечтала поснимать закулисье театра и вот, этим летом мне это удалось. Теплым июньским вечером я впервые побывала в “Мастерской Петра Фоменко” на спектакле “Сон в летнюю ночь”, который своей красотой и легкостью произвел на меня неизгладимое впечатление, на все сто процентов попал в настроение. В итоге, через некоторое время удалось договориться о съемке закулисья уже другой постановки, которой гордится “Мастерская” – “Дар” по Набокову. Так получился материал для сайта журнала Interview.

Мне всегда хотелось узнать, как устроена “кухня” театральной жизни – не только поспешное переодевание артистов за кулисами и перемена декораций, но и то, как работа огромного коллектива складывается в тот самый паззл, перед началом которого мы, зрители, каждый раз чувствуем холодок приятного нетерпения. А потом звучит третий звонок, мягко гаснет свет, и мы переносимся к сцене.


5G0A2343
5G0A2579
5G0A2586

АКТЁРЫ

День начался с общения с актерами. У меня было всего минут 10-15, чтобы задать несколько вопросов и успеть до репетиции ребят. Люди в “Мастерской ” относятся к работе по-разному. Для одних это именно работа: пришел, настроился, сыграл на максимуме — и домой. У других семья прямо здесь, среди гримеров и костюмеров, режиссеров, художников и редакторов.
24-летний Федор Малышев играет в спектакле главную роль.

«Опустошение после спектакля есть только когда плохо сыграл. А вообще у меня ребёнок недавно родился, поэтому после работы всегда рвусь к семье».

5G0A2295bw
5G0A2293bw

Амбарцум Кабанян, пожалуй, самый жизнерадостный актер театра. Рассказал забавную историю о том, как во время спектакля “Русский человек на rendez-vous” минуты две буквально согнувшись пополам смеялся перед зрительным залом над анекдотом и ничего не мог с собой поделать.

5G0A2320bw
5G0A2302bw

Исполнительница второй главной роли Полина Кутепова готовится к выходу на сцену.

5G0A2421bw

ТЕАТР

Новое здание театра на берегу реки — это белые стены и огромные пространства с панорамными окнами. Выходишь летом с бокалом вина в антракте на длинный балкон, вдыхаешь свежий воздух с реки, с одной стороны – Сити в лучах закатного солнца, с другой, сквозь стекло – зрители, словно рыбки, в просторном холле. Очень красиво, такой атмосферы я не встречала ни в одном театре.

Processed with VSCOcam with c1 preset
5G0A2647
5G0A2627
5G0A2638
5g0a2633
5g0a2630

РЕПЕТИЦИЯ

За несколько часов до начала спектакля актеры собираются в театре и отрабатывают самые сложные сцены. Понятное дело, что это далеко не первая их репетиция (спектакль идет с 2012 года), процесс уже продуман до мелочей – в период выпуска весь состав и постановщики постоянно спорят, предлагают свои варианты той или иной сцены. Сейчас же все идёт как по маслу, ребята на сцене шутят и дурачатся. Я еще не видела “Дар” полностью, но в голове постепенно начинает складываться образ многогранного и объемного спектакля, в который вложено очень много труда.

5G0A2334
5G0A2360
5G0A2455
5G0A2381
5G0A2430
5g0a2548
5G0A2374

РЕКВИЗИТ И ПОДГОТОВКА

После репетиции прохожу по узкому коридору и заглядываю в реквизиторский цех — там настоящие сокровища: от диадем до столовых приборов. Одну из комнат занимает художник по костюмам, на плечах которой ответственность за образы актёров, которые должны выглядеть органично и сделать акцент на характере персонажа. В начале работы разрабатываются эскизы для каждого артиста, всё обсуждается с режиссером, и только потом начинается пошив и поиск нужной одежды, обуви и аксессуаров – сумок, перчаток, украшений.

Анна Белан, художник по костюмам: “В “Даре” очень непростые костюмы, каждый из них продуман до мелочей. Например, чтобы подчеркнуть тему душевности, тепла и послереволюционной России, используется много вязаных вещей, для многих из них специально разрабатывался орнамент. А для одной из героинь я сшила платье из шали”.
За кулисами скрываются огромные полотна, венские стулья, статуи в человеческий рост и трамвайные вагончики. Слева от сцены на столах аккуратно разложен весь реквизит для спектакля: книги, печатная машинка, маски, посуда… Ко всему хочется прикоснуться и покрутить в руках. С правой стороны за занавесом натыкаюсь на плащи, шляпы, зонты и трости – у вещей свои определённые места, чтобы каждой из них в нужный момент воспользовался актёр.

Захожу в гримерку, а там вовсю кипит работа. Амбарцуму накладывают сложный грим – в этом спектакле его делают старше на несколько десятков лет. В шкафчиках за стеклом скрываются парики и накладные пряди, на столиках хаос из кистей, теней и румян самых разных размеров и оттенков.
Немаловажной составляющей постановки является музыка. Актерам часто приходится петь, поэтому задачей музыкального руководителя является натаскать и подстроить их друг под друга, найти такой вариант, в котором человек сможет преподать себя в наиболее выигрышном свете (ведь далеко не у всех есть музыкальное образование, у каждого разные способности, но это никого не волнует).

“Театр в каком-то смысле – это искусство возможного”.
“Вообще, работа очень разнообразная. В “Даре” был случай, когда нужно было срочно придумать мотив для немецких грузчиков. Пришлось на ходу сочинить, да еще и написать немецкий текст. Важно быть очень гибкой, мобильной и готовой к самым разным задачам, к любым авантюрам – например, выйти во время спектакля на сцену”.

5G0A2441
5G0A2444
Processed with VSCOcam with e3 preset
5G0A2544
5G0A2424
5G0A2349
5g0a2351
5G0A2508
5g0a2368
5G0A2490
5G0A2502
5G0A2504
5G0A2494bw
5G0A2498bw
5G0A2482bw
5G0A2461
5G0A2475
5g0a2476
5G0A2390
5G0A2394
5G0A2408_1bw

СПЕКТАКЛЬ

В зрительном зале гаснет свет, и в наступившей тишине звенит колокольчик – так помощник режиссера Юлия Верзунова оповещает о начале спектакля. Среди обязанностей этой девушки – собрать вовремя всех артистов, контролировать костюмы, мебель, чистоту и работу монтировщиков с декорациями. Она должна знать, где в данную минуту находятся артисты, чтобы доставить их к выходу на сцене. По сути, она – администратор спектакля, следящая за тем, чтобы механизм работал слаженно как на сцене, так и за кулисами, и не давал сбоев. Конкретно в “Даре” очень важно проследить за технической составляющей, так как по сцене ездит трамвай и нужно постоянно руководить вагонетками – давать сигнал во время определенных реплик. Артисты сами управляют “фурками”, дёргая их  за специальную рукоятку, но признаются, что далеко не сразу привыкли к ним – бывало, забывали про тормоза и защемляли пальцы. Вообще, со стороны кажется, что всё движется само собой, но на самом деле это работа невидимой, но отлаженной команды. Бывает, что актёры плохо помнят некоторые реплики, в таких случаях во время репетиций помощник режиссера может что-то подсказать. В течение спектакля же это невозможно – суфлёрской комнаты в “Мастерской Петра Фоменко” нет, поэтому тут уже ребята сами тихонько напоминают друг другу фразы.

5G0A2452bw
5G0A2445bw
5G0A2587
5G0A2577
5G0A2594
5G0A2617
5G0A2605
5G0A2581
5G0A2615
5G0A2592
5G0A2566

Я нахожусь за сценой, то и дело пропуская артистов в небольшую комнату, где кто-то повторяет роль, кто-то отдыхает или в спешке меняет элементы костюма. Тут понимаешь, что артисты и все, кто трудится над постановкой – это семья, а спектакль – их детище. И очень важно постоянно поддерживать друг друга, потому что хороший результат – всегда результат сплоченной команды.

5G0A2526bw
5G0A2523bw